На сайте

Сейчас 7 гостей онлайн

Счетчики

Яндекс.Метрика

Что такое ОФП

Но вообще ОФП – это слишком большая и важная тема, и ей необходимо уделить отдельное внимание. Здесь имеет значение все: как и с кем дети должны заниматься, а также какие делать упражнения.

 

Вот я сейчас работаю с девочками, многие из которых занимались ОФП с очень хорошими тренерами-легкоатлетами. Я вижу, что у них развиты выносливость, скоростная выносливость, прыгучесть, много других качеств, которые действительно нужны для тенниса. Они очень красиво бегают. Но все дело в том, что это бег легкоатлетический. Проблема в том, что для тенниса этих качеств и навыков недостаточно. Передвижение по корту – абсолютно другое. Ведь в теннисе бег и все движения специфические. Здесь должна быть настолько специальная подготовка работы ног, что ни один тренер по легкой атлетике дать ее не может. Поэтому я считаю, что ОФП – это тоже забота тренера, который сам много играл и который понимает, как правильно подготовить ребенка. Все эти входы в удары и выходы из них, приставные шаги, разножки, движения вперед, назад, в стороны, в постоянно меняющихся направлениях и на разных скоростях надо почувствовать на себе. Тренеры-легкоатлеты хоть и стараются этому учить, но удачного результата я пока не видела.

Многие мои ученики занимались ОФП со специальными тренерами, но этого делать не могли. И мы стали заниматься сами. Сами придумывали упражнения, давали задания, потому что это очень специфическая вещь. Я считаю, что работу ног и передвижение на корте должны ставить теннисные тренеры. Для этого дополнительно ко всему даются упражнения с мячом, без мяча, с ракеткой, без ракетки. Все нужно делать прямо на корте, перед занятием и после него.

Правда ли, что для развития разных качеств существуют сенситивные периоды, когда конкретное качество можно развить, а потом уже почти невозможно?

Это действительно так. Самое трудно развиваемое качество – это скорость: она или есть, или ее нет. Можно, конечно, чему-то и научить – какой ногой начинать, как оптимально двигаться, и теннисист будет быстрее. Но сама скорость почти не развивается, а дается от природы. Но все равно, недостаток скорости как-то компенсируется: ребенок может раньше видеть мяч, раньше входить в удар и выходить из него. Это иногда компенсируется предугадыванием. Но эти все качества развиваются тоже одновременно.

Выносливость развивается уже в более старшем возрасте. Маленькие дети просто еще к этому не готовы. Детям подходит спокойный бег, чтобы и дышали они нормально, и нормально переносили его. Главное, нельзя загонять маленьких. А вот что можно с ними делать в этом возрасте – так это давать побольше игровых упражнений. Подвижные игры, эстафеты эмоционально интересны детям, и одновременно незаметно, постепенно они дают свои плоды в плане воспитания необходимых маленькому спортсмену качеств.

С какого возраста можно бегать кроссы?

Кроссы бегать надо. Это даже необходимо. Для маленьких кроссы могут быть по 15 минут. Желательно проводить их в приятном месте, по пересеченной местности, чтобы можно было перепрыгивать через канавки, чтобы было интересно, чтобы это была игра, а не однообразный бег, который могут переносить только взрослые. Но бегать надо, это развивает легкие, повышает функциональные возможности организма.

Хороши для развития функциональных возможностей и лыжи. Но перед самыми соревнованиями этого делать не стоит, так как в лыжах задействованы другие мышцы и происходит теннисная раскоординация. Так что примерно за неделю до соревнований надо прекращать ходить на лыжах. Что касается плавания, то лучше не заниматься этим за день до соревнований. А так плавание – отличная восстановительная процедура после больших физических нагрузок.

Следует учитывать, что иногда у женщин матч длится 3 часа, а у мужчин – 4 часа. К этому надо постепенно готовить и детей. Время от времени надо специально проводить более длительные тренировки, чтобы дети привыкали. Где-то в 13 лет это просто необходимо делать, так как в 14 лет девочкам уже можно играть взрослые турниры. А когда девочки приступают к взрослым турнирам, то иногда им приходится играть в квалификации по две встречи в день. При этом матчи получаются и по 3, и по 4 часа. Поэтому надо к этому всему ребенка подготовить. Так что над выносливостью и над функциональными возможностями нужно обязательно работать.