На сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Счетчики

Яндекс.Метрика

Теннис для детей

Советы от 28-кратного Чемпиона России, МСМК Бобоедова Е.В. и заслуженных тренеров России.

 

Заниматься большим теннисом сегодня не только модно, но и перспективно. Но если воспринимать теннис лишь как моду и в свободное от учебы или работы время для собственного удовольствия играть с друзьями – это одно. Если же подходить к теннису как к главному занятию в жизни, – совсем другое. Конечно, родительская мечта – видеть своих детей «звездами». Но для всех ли большой теннис может быть такой перспективой? Даже раннее обучение теннису, к которому сегодня, вопреки многим законам развития детского организма, стремятся многие родители, ни в коей мере не является здесь гарантией успеха. На родителей в связи с этим ложится особая ответственность: слишком легко нанести непоправимый вред ребенку. Как избежать этого и помочь ребенку сделать правильный выбор? Как научить его трудиться на пути к поставленной цели? Как воспитать победителя не только на корте, но и в жизни?

 

 

Все только начинается...

С чего вообще должно начинаться обучение теннису?

Первые шаги ребенка в теннисе очень важны. Детей надо обучать всем движениям. Это должны быть именно правильные движения и, что примечательно, не только теннисные. Надо учить детей бегать, прыгать, передвигаться, осваивать с ними гимнастические и другие упражнения. Очень важно в первые годы занятий уделять внимание не столько теннису, сколько общему физическому развитию ребенка. Родителям я советую зимой ходить с детьми на лыжах, а летом – бегать вместе кроссики. Надо, чтобы ребенок обязательно плавать научился: ведь это и для тенниса полезно, и вообще в жизни необходимо.

Хорошо было бы научить ребенка танцевать. Теннис – очень ритмичная игра, и если мальчик или девочка хорошо двигаются, то это способствует и их теннисным успехам. У нас была такая знаменитая тренер – Нина Сергеевна Теплякова. Так она сама была балериной и всех своих девочек обучала танцам. И это очень им помогало в теннисе. Я тоже часто давала маленьким детям не только гимнастические, но обязательно и танцевальные упражнения – шаги, прыжки, «дорожки» и т.д. Это очень развивает и координацию, и чувство ритма, которые так необходимы для тенниса.

Кроме того, очень важно, чтобы ребенок был гибким. Поэтому в подготовку желательно включить элементы акробатики, пусть даже и в небольшом объеме. Теннисисту обязательно нужно быть гибким, уметь владеть своим телом. А акробатика для этого – очень полезное средство.

То есть, как мы уже говорили, хорошо, чтобы ребенок был физически и психологически подготовлен к освоению очень трудных технических приемов тенниса.

С самого начала занятий надо развивать и руку, и голеностоп. Здесь тоже есть потенциально опасные «рифы». Так, например, очень часто у детей бывает плоскостопие. Этого ни в коем случае пропускать нельзя: на стопу надо обратить самое пристальное внимание и развивать ее. Есть определенные упражнения (и их много), которые эту проблему позволяют решить. Обязательно нужно сразу посмотреть, что каждый ребенок представляет собой в этом отношении и, в случае необходимости, обратиться к врачу-ортопеду.

 

Как заинтересовать маленьких детей в довольно регулярных занятиях теннисом? Ведь малыши не любят подолгу заниматься одним и тем же делом. И что для этого должны делать родители?

Что касается маленьких детей, то я считаю, что на первом этапе занятий им надо привить любовь к теннису, к тренировкам, к тому, что они делают. Надо сделать так, чтобы детям нравилось быть на корте и чтобы им было интересно.

Они должны чувствовать, что тренер их любит, никогда на них не кричит, старается не повышать голос. Если кричать на маленьких, то ничего не получается: они пугаются, и толку уже никакого не будет. Испуганный ребенок просто не поймет, что же такое сложное от него требуется. Бояться дети не должны. А если ребенка пугаешь, то никогда ничего не добьешься.

И вот что особенно важно: тренер должен быть очень терпелив. Если не получается что-то, то необходимо делать упражнение снова и снова. Обязательно надо объяснять, показывать, как делать. Показ очень важен в теннисе. Именно поэтому нельзя отдавать ребенка даже спаррингу, который сам некрасиво и неправильно, плохо играет.

Дело в том, что дети очень подражают. Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что в теннисе очень важен показ – именно правильный показ. Иногда приходят спарринг-партнеры и просто кидают мячи. Я им говорю: «Только не показывайте, как делать удары. Вы это делаете неправильно, а ребенок будет подражать. Он сразу будет копировать ваши движения, а этого ни в коем случае нельзя делать». Поэтому даже спарринга надо подбирать с хорошей техникой, чтобы у ребенка перед глазами был правильный образец.

 

Сколько часов в неделю можно заниматься теннисом детям 5–9 лет?

В 5 лет следует заниматься не меньше трех раз в неделю. Дети ведь быстро забывают, и поэтому тренироваться два раза в неделю будет слишком мало для закрепления новых навыков. А потом, в 6–7 лет, можно понемногу добавлять нагрузку и тренироваться уже четыре раза в неделю, не меньше. Ну и дополнительно надо, чтобы они занимались другими видами спорта. Это обязательно!

А в 8 лет можно тренироваться уже пять раз в неделю. Пять дней занятий и два дня отдыха – это подходящий ритм. В этом возрасте заниматься три раза в неделю уже маловато.

В 9 лет правильно тренироваться пять раз в неделю, а в 10 лет – шесть раз. Если получается меньше, скажем, на одну тренировку, то надо дополнять теннис другими видами спорта. Желательно еще немножечко, хотя бы минут сорок, постучать об стенку. Это можно делать даже в школе.

Я советую: пойдите в школу. Я раньше так делала, когда у нас не было достаточно времени для занятий на корте. Я договаривалась и ходила со своими учениками в школу, и они там били у стеночки в спортзале. Это действительно очень полезно. Можно даже нарисовать на стенке мишень – куда бить, куда подачу подавать. Позаниматься так в течение часа будет замечательно, это большое подспорье.

А разве работа у стенки имеет такое уж важное значение? Сейчас она воспринимается, скорее, как плохая замена занятиям на корте.

Всему свое место и время: что-то надо отрабатывать именно на корте, а какие-то упражнения можно и нужно делать у стенки.

На работу у стенки сейчас действительно многие смотрят как-то пренебрежительно и считают, что это «дешевый заменитель» занятиям на корте. А я считаю, что работа у стенки – это нужное и хорошее дело. И когда мало времени на корте, надо обязательно дорабатывать упражнения у стеночки.

Это помогает поставить удар, заставляет быстрее готовиться к приему мяча, улучшает координацию и делает игрока выносливее. Кроме того, работа у стенки доставляет удовольствие: ведь мяч неизменно возвращается к вам – это безотказный и надежный партнер. В итоге за 15–20 минут можно провести полноценную тренировку.

У стенки, например, отрабатывается правильная манера игры с удерживанием равновесия и в определенном ритме. Без этого навыка игра становится беспорядочной и хаотичной. Подготовка к удару, работа ног, равновесие, ритм – эти качества должны быть выработаны раз и навсегда. А практика «лупцовки» – это препятствие для развития игрока и практически неустранимая плохая привычка.

Дело в том, что теннис – это очень объемный вид спорта, и в ходе каждого занятия нужно охватить многое. Одного часа для тренировки слишком мало: за час мне никогда не удавалось «пройти» все то, что я наметила. За полтора часа, час сорок можно успеть поработать и над подачей, и над приемом, и над ударами справа и слева, и с лету. А это все надо делать каждое занятие, поскольку, как я считаю, всем приемам в теннисе надо обучать одновременно.

 

Все-таки еще раз хочу спросить про частных тренеров. Когда они становятся необходимы и какие к ним надо предъявлять требования?

Во-первых, раньше 10 лет этого вообще не следует делать. Дети, как я уже отмечала, должны быть в группе.

Уже после 10 лет можно играть со спаррингом раза два в неделю, «набивать удары». Дело в том, что теннис действительно требует большой точности. А когда дети играют друг с другом, то они не держат мяч в игре и мало «набиваются». Работа со спаррингом дает возможность набивать точность и стабильность ударов.

Выбирая спарринга, необходимо смотреть, что это за человек, что он делает, что говорит. Желательно, чтобы основной тренер давал задания. Бывает, что некоторые частные тренеры и спарринг-партнеры говорят такое, что вообще ребенку нельзя слушать. Или он может кричать на ребенка, обзывать его. В общем, смотрите, кому вы отдаете ребенка как спаррингу.

На самом деле, до 10 лет надо основное внимание сосредоточить совсем на другом: чтобы техника была хорошая, чтобы физическая подготовка была на должном для этого возраста уровне, чтобы ребенок освоил все основные удары и был хорошо развит, умел хорошо двигаться, прыгать. Слабый ребенок просто не сможет потом такие огромные нагрузки выдерживать. Поэтому все это необходимо подготовить с детства.

Я, например, сейчас очень часто наблюдаю у детей первые признаки сколиоза. Все потому, что теннис – это все-таки однорукий вид спорта, хоть и двумя руками слева все сейчас учат играть. Но все равно большая нагрузка идет на правую часть (или на левую – для левшей).

В результате у очень многих детей развивается сколиоз. Чтобы этого избежать, надо подготовить к большим нагрузкам спину, живот, боковые мышцы, межреберные мышцы и сразу делать мышечный каркас; заниматься гимнастическими, специальными упражнениями, которых существует достаточно много. Насчет голеностопа я уже говорила раньше.

Необходимо регулярно проверять детей, обязательно к врачу сходить, посмотреть спину, стопы (нет ли плоскостопия – продольного или поперечного). Если оно есть, то потом при большой нагрузке может отдавать в колени, в позвоночник, влиять на все, что угодно. И тренер, и родители должны постоянно наблюдать за ребенком, ничего не упуская.